Что такое состояние Потока?

Опубликовано в

Что такое Поток?

Поток, или потоковое состояние (англ. flow), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности.

Состояние «потока» — термин, предложенный американским психологом М.Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi Mihaly). Вот одно из многочисленных описаний «потока» из его книг:

«Быть увлечённым деятельностью ради неё самой. Эго пропадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе.»

«Я назвал эти исключительные моменты состоянием потока . Люди часто используют метафору потока, течения, чтобы описать ощущение легкости, с которой они выполняли какое-то дело. И эти моменты они считают лучшими в своей жизни. Спортсмены описывают эти моменты как «второе дыхание», религиозные мистики как «экстаз», а художники и музыканты как моменты эстетического восторга. Спортсмены, мистики и художники занимаются разными вещами, когда переживают поток, однако описание их переживаний удивительно схоже.»

В чём суть?

Базовая концепция, согласно Чиксентмихайи сводится к тому, что качество нашего опыта  предстает как функция зависимости между поставленной Задачей и Мастерством человека.

Наиболее наглядно это выражается в форме следующего графика:

Оптимальное же состояние, или поток, возникает, как видно, если обе переменные находятся на высоком уровне. т.е. состояние потока достигается в активной деятельности, когда уровень сложности задачи очень высокий, а мастерство с которым вы сможете выполнить эту задачу позволяет вам выполнять ее без труда: вы будто плывете и просто делаете свое дело, при этом испытывая радость.

"Это состояние похоже на эйфорию которую испытывает человек, когда он два часа не мог решить задачу и вдруг, находит решение. Спортсмен, который долго не мог побить свой рекорд и вот он взят. Практически каждый человек время от времени испытывает это состояние. Те у кого состояние потока случаются чаще чувствуют себя более счастливыми, чем те которые испытывают его намного реже."

Так же из графика наглядно следует, что недостаточное мастерство (навыки, способности, skill) при довольно сложной задаче (цели) приводит в своих крайних проявлениях к Стрессу, а в свою очередь высокий уровень навыков при низкой сложности задачи приводит к Скуке.

Таким образом именно балланс Способностей и Целей является основой для потоковых состояний, причем поток в данном случае может рассматриваться и как локальная деятельность (спарринг, танец, работа) в текущем моменте, так и цель имеющая больший временной фрейм (дни, месяцы, годы) или даже вся жизнь целиком.

Стоит отметить так же, что само по себе "мастерство" не является целью, как можно было бы ошибочно считать, но зависит от текущих задач, для решения которых его можно проявить.

Поток и Боевые искусства (из главы Поток и Тело, книга Поток: психология оптимального переживания )

"Ещё одна группа восточных практик, приобретших большую популярность на Западе, — это так называемые боевые искусства. Есть много их видов, и чуть ли не каждый год появляются новые. Сюда относятся все техники рукопашного боя, зародившиеся в Китае, такие как дзюдо, джиу-джитсу, кунг-фу, карате, тэквондо, айкидо, тайцзицюань, и более тесно связанные с Японией кендо, кудо и ниндзюцу.

Эти боевые искусства сформировались под влиянием даосизма и дзен-буддизма, и все они основаны на мастерстве управления сознанием. Если западные боевые искусства концентрируются только на физических навыках, многообразные восточные практики направлены на улучшение ментального и духовного состояния воина. Он стремится достичь состояния, в котором сможет действовать молниеносно, не думая о своих оборонительных или атакующих движениях. Те, кто
хорошо владеет техникой боя, говорят, что бой становится подобен искусству, в котором свойственный повседневному опыту дуализм духа и тела сменяется их гармоничным единством и общей направленностью. И здесь мы вновь видим, что уместно рассматривать боевые искусства как специфическую форму потока."

Главные компоненты Потока: Три состояния

Чиксентмихайи также определил три ключевые условия, которые должны присутствовать для вхождения в состояние потока.

    Цели — цели добавляют  мотивацию и структурируют то, что Вы делаете. Не важно, разучиваете ли вы отрывок из музыкального произведения или создаете презентацию — Вы обязаны двигаться навстречу цели, чтобы войти в поток.   
    Баланс — должен присутствовать баланс между тем, как Вы воспринимаете свои навыки и тем, как Вы измеряете сложность задачи. Если какой-то из этих двух параметров перевешивает — поток, скорее всего, не возникнет. 
    Обратная связь — у Вас должна быть четкая, немедленная обратная связь, для того, чтобы Вы могли внести необходимые изменения и улучшить свою работу. Это может быть обратная связь от других людей или уверенность, что Вы движетесь по пути прогресса относительно задачи.

Всего же состояние Потока характеризуется такими десятью составляющими как:

  1. Цель или намерение. Четкое понимание чего вы хотите достичь.
  2. Концентрация и фокус на длительный период времени.
  3. Потеря чувства себя. Осознание своего Я в момент совершения действия исчезает, зато после окончания оно становится сильнее, чем раньше.
  4. Искаженное восприятие времени (Ускорение, замедление, ощущение «здесь и сейчас»)
  5. Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере     необходимости)
  6. Ощущение сбалансированности между уровнем способностей и сложностью задачи (деятельность не оказывается ни слишком легкой ни слишком сложной)
  7. Чувство личного контроля над ситуацией или деятельностью
  8. Удовольствие и радость от процесса. Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.
  9. Почти полное отсутствие потребностей тела (сон, еда)
  10. Абсолютное поглощение самой деятельностью

 Поток и фехтование. Школа Поток.

Фехтование на ножах, как вид спорта или боевых искусств, как уже и было отмечено автором концепции способствует само по себе возникновению Потоковых состояний, т.к. эти виды деятельности построены на принципах потока.  С другой же стороны, намеренное привнесение и использование идей Чиксентмихайи в практику фехтования позволяет переосмыслить тренировки и сделать занятия более эффективными и интересными благодаря пониманию структуры переживаний, а так же использовать данную модель для роста и развития обучающихся, не говоря уже об организации самих занятий а так же управления Школой.

Отдельно стоит отметить такие основополагающие и неотъемлимые составляющие контактного фехтования на имитациях оружия как концентрация и незамедлительная обратная связь, которые мог прочувствовать любой кто хоть раз спарринговался. При этом, эти же компоненты относятся и к состоянию Потока (перечислены выше в 10 пунктах), что так же делает эти два явления ближе друг к другу.

Таким образом близость, простота, и осмысленность идей изложенных в книгах Михаэля легли в основу и названия и основных концепций Школы Поток. В дальнейшем эти идеи будут только развиваться.

Контроль над собственной жизнью.

"...Вопреки распространённому мнению такие моменты — по сути, лучшие моменты нашей жизни — приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например, после тяжёлой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание — когда ребёнок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем. Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, чтобы через них раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а лёгкие — разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости — и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни. Обретение контроля над собственной жизнью — нелёгкое дело, иногда сопряжённое с болью. Однако в конечном счёте оптимальные переживания складываются в ощущение овладения собственной жизнью, вернее даже, в ощущение причастности к определению содержания своей жизни. Это переживание наиболее близко к тому, что мы обычно называем «счастьем»."
 

 

Комментарии из Вконтакте

 


Задерновский Дмитрий Анатольевич, материалы 2010-2020